Оглавление тома "Историческое подготовление Октября. Часть 2. От Октября до Бреста"

Л. Троцкий.
РЕЧИ НА ЗАСЕДАНИИ ЦИК ПО ПОВОДУ ЗАПРОСА ЛЕВЫХ ЭСЕРОВ*109

(4 ноября)

1.
Тов. Троцкий напоминает, что партия социалистов-революционеров ни в своем правом, ни в левом крыле не требовала строгого отчета от представителей старого ЦИК во время правительства Керенского. Но наш Советский парламент тем и отличается от обычного парламента, что у нас нет представителей разных, враждебных друг другу классов. Наша власть есть власть классов трудящихся и угнетенных, и вся обычная парламентская механика была бы неуместна и никчемна у нас. Внутренний парламентский регламент обычно служит лишь для уравновешивания антагонистических классов в самом парламенте, а также для освобождения депутатов от влияния избирателей. Прикрываясь ложными требованиями парламентского наказа, депутат получает возможность вполне забронироваться от требований избравшей его массы. У нас этого нет. Наши избранники не должны укрываться за щитом формализма. У нас связь между депутатами и избирателями примерно такая же, какая существует в профессиональном союзе, - связь живая и непосредственная. Пускай у нас нет формальных гарантий, но у нас есть реальные возможности проявления своей власти. Вы в любой момент можете отозвать Народных Комиссаров. Вы можете фактически тем самым осуществить свой контроль. Советская власть создается не закулисными сговорами лидеров и партийных верхов, как то мы видим, например, во Франции. Наша власть выражает собой действительную волю организованных масс. Пусть декреты негладки извне, пусть непричесаны и неприглажены, но право живого творчества стоит выше формальной безупречности. И наша деятельность дает уже свои плоды. Она вызвала отклик не только по всей шири России, но и за границей. Декрет о земле так шел навстречу народным чаяниям, что промедление его опубликования хотя бы на один день не могло быть искуплено даже необходимостью внешней отделки и усовершенствования. Пусть отходят усталые! Слабые количеством, но сильные качеством, мы с гордо поднятой головой будем продолжать свой путь вперед. Один из ораторов говорил о развале власти. Но это не развал, это - очищение. Мы, оставшиеся, считаем, что не должны делать ни одной уступки ни буржуазии, ни промежуточным интеллигентским соглашательским группам. Если вы не согласны с нами, то отзовите нас, но изменить нашу линию мы не можем.

2.
Тов. Троцкий говорит, что у ЦК большевиков не было стремлений присвоить себе власть. Большевики предлагали взять власть 2 Съезду, где были оборонцы. Если последние ушли, не желая подчиняться воле большинства, то вина в этом лежит не на большевиках. Мы отозвались на предложение Викжеля, но жертвовать программой нового правительства из-за призрака соглашения мы не можем.

3.
Тов. Троцкий говорит, что фракция левых эсеров хочет незаконно протащить в правительство противонародный багаж - коалицию с Авксентьевым и свободу для печати, прислуживающей финансовому капиталу. С этим багажом мы не можем допустить левых социалистов-революционеров в Совет Народных Комиссаров. Или Авксентьев, или мы.

4.
После возражения т. Малкина*110, тов. Троцкий указывает, что одиозны не лица и не группы, как таковые, а одиозна тактика этих лиц и групп. Если левые эсеры хотят войти в Советы, мы будем рады этому, но не можем же мы лишать страну аппарата власти в то время, как идут переговоры (которым мы, впрочем, не препятствуем) с теми, кто науськивает юнкеров против Советов. Если вы сейчас не хотите с нами идти и в то же время обвиняете нас в том, что мы правим одни, т.-е. не лишаем революцию правительственного механизма ради чечевичной похлебки призрачного соглашения с вами, то это значит, что у вас нет собственного лица. Вы - тени, ибо Гоцы и Даны - тень буржуазии, а вы - лишь тень этих Гоцев.

"Протоколы заседаний ЦИК 2-го созыва", стр. 28.
 


*109 На заседании ЦИКа представители фракции эсеров огласили следующее заявление:

"Фракция левых эсеров предлагает ЦИК обратиться к председателю Совнаркома Ульянову-Ленину со следующим спешным запросом: на 2 Съезде С. Р. и С. Депутатов было установлено, что ЦИК является верховным органом, перед которым в полной мере ответственно правительство, между тем за последние дни опубликован ряд декретов (от имени правительства), без всякого обсуждения и санкции ЦИК. В таком же порядке проведены правительством действия, фактически отменявшие начала гражданских свобод. Мы предлагаем запрос председателю Совета Комиссаров:

1. На каком основании проекты декретов и иных актов не представляются на рассмотрение ЦИК.

2. Намерено ли правительство отказаться от произвольно установленного им совершенно недопустимого порядка - декретирования законов.

В. Карелин, В. Сапиро, А. Шрейдер, В. Дмитриевский-Александрович, И. Нестеров, С. Котляревский, И. В. Балашев, Петр Бухарцев, А. Прошьян, С. Зак, Гр. Закс".

В прениях по этому запросу участвовали Ленин, Колегаев и др. В результате принимается резолюция большевиков 29 голосами против 23 при 2 воздержавшихся (см. эту резолюцию в тексте настоящей книги).

*110 Эта реплика была вызвана замечанием левого эсера Малкина, утверждавшего, что ультимативная постановка Троцкого: или Авксентьев, или мы - опорочивает вчерашнее постановление ЦИК о переговорах с этими самыми Гоцами и Авксентьевыми.


Оглавление тома "Историческое подготовление Октября. Часть 2. От Октября до Бреста"